В какой статье гк рф сказано о совместном завещании супругов

в какой статье гк рф сказано о совместном завещании супругов

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

УДК 347.672

Т.Ф.Гаджиев

студент 4 курса

Юридического института СКФУ (г. Ставрополь)

Г.О.Беланова к.ю.н., доцент кафедры гражданского права и процесса Юридического института СКФУ (г. Ставрополь)

К ВОПРОСУ О СОВМЕСТНЫХ ЗАВЕЩАНИЯХ СУПРУГОВ

Аннотация

В статье рассматривается концепция введения в российское наследственное право института совместного завещания супругов, проводится сравнение с зарубежным опытом, анализируются проблемные аспекты законодательного закрепления института совместного завещания супругов.

Ключевые слова

Наследственное право, завещание, супруги, совместное завещание супругов, ГК РФ, нотариус.

Отечественное гражданское законодательство по-прежнему находится в состоянии перманентной реформы. Так, в мае 2015 года в Государственную Думу был внесён проект федерального закона № 801269 -6 «О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее законопроект). Данный законопроект предусматривает значительные изменения в регулировании наследственных отношений, в частности содержит интересную новеллу — институт совместного завещания супругов. Отсюда необходимо рассмотреть и проанализировать концепцию введения совместных завещаний супругов в российское наследственное право.

Конструкция совместного завещания, в том или ином виде, существуют в настоящее время в праве многих государств, в том числе относящихся к континентальной правовой системе. Так, сущность совместного завещания супругов (Gemeinschaftliches Testament, das gemeinschaftliche Ehegattentestament) в немецком праве заключается в том, что волеизъявления супругов по поводу судьбы имущества каждого из них согласованы и могут быть взаимообусловлены.[1] Согласованность состоит в том, что совместное завещание представляет собой единый акт, выражающий волю каждого из супругов. Взаимообусловленность выражается в том, что определённые распоряжения одного супруга исполняются в связи с распоряжением другого супруга. Ярким примером взаимообусловленности завещания предстаёт берлинское завещание (Berliner Testamen), закреплённое § 2269 Германского гражданского уложения (далее ГГУ), в котором супруги назначают друг друга первоначальными наследниками, а также некоторое третье лицо единственным наследником (как правило, совместных детей). В случае отказа одного из супругов от своего обусловленного волеизъявления, соответствующее волеизъявление второго супруга тоже утрачивает силу. Однако сохраняют силу независимые распоряжения супругов (например, назначение душеприказчика). После открытия наследства в отношении одного из супругов другой супруг вправе либо реализовать права, предоставленные в силу волеизъявления умершего супруга, но тогда сделанное им волеизъявление приобретает силу обязательства, либо не осуществлять указанные права, сохранив за собой свободу распоряжения имуществом на случай смерти. Так, например в берлинском завещании, став наследником, переживший супруг связан обязательством передать имущество по наследству совместным детям. Прекращается совместное завещание либо прекращением брака по иным основаниям чем смерть, либо обращением одного из супругов с иском о расторжении брака. Совместное завещание может быть написано собственноручно, от руки, а также в форме нотариально удостоверенного публичного завещания. [2] Отсюда германское наследственное право рассматривает совместное завещание супругов как согласованную, как правило взаимообусловленную, многостороннюю сделку.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

Рассмотрим предложенную в законопроекте конструкцию совместного завещания супругов. Так, согласно п.4 законопроекта, завещание может совершатся как одним гражданином, так и гражданами, состоящими между собой в зарегистрированном браке в момент совершения завещания (совместное завещание супругов). Также совместное завещание супругов:

1) определяет порядок перехода прав на общее имущество супругов или имущество каждого из них в случае смерти каждого из них, в том числе в случае их смерти в одно и то же время, к пережившему супругу или иным лицам;

2) может содержать иные распоряжения супруга или супругов, в частности, условие о назначении душеприказчика (душеприказчиков), действующего в случае смерти каждого из супругов.

Совместное завещание супругов утрачивает силу:

1) с прекращением брака до смерти одного из супругов;

2) в случае последующего совершения завещания одним из супругов.

Законопроект устанавливает обязанность нотариуса, удостоверившего завещание одного из супругов или принявшего закрытое завещание одного из супругов, совершенные после совместного завещания супругов, уведомить о факте совершения такого завещания другого супруга. Интерес вызывает норма вносящая изменения в ст. 1118 ГК РФ о прекращении совместного завещания в случае последующего совершения завещания одним из супругов. Так не требуется предварительного отказа от совместного завещания супругов и утрачивают силу все условия совместного завещания. В отличие от ГГУ законопроект не разделяет волеизъявления супругов на взаимосвязанные и независимые. Так, рассмотрим ситуацию, в которой супруги в совместном завещании определили судьбу общего имущества, а впоследствии одним из супругов было составлено завещание по поводу своей личной собственности. Согласно законопроекту, в данном случае совместное завещание теряет силу, хотя предмет нового завещания отличен от предмета совместного завещания. Но данное положение входит в противоречие со ст. 1120 ГК РФ, установившей, что завещатель может распорядится своим имуществом или какой-либо его частью, составив одно или несколько завещаний. Также нотариус должен будет уведомить о факте совершения такого завещания другого супруга, что несомненно вступает в противоречие с принципом тайны завещания. Представляется необходимым также закрепить момент утраты пережившим супругом свободы завещательного распоряжения. Так, исходя из буквального толкования, можно прийти к выводу, что совместное завещание утратит силу, если переживший супруг составит новое завещание после смерти другого супруга. Необходимо заметить, что в гражданских кодексах многих государств этот момент получил юридическое закрепление. Так, ст. 1169 ГК Азербайджана установила, что по требованию супруга совместное завещание может быть отменено, но при жизни обоих супругов.[3] Аналогичные нормы содержатся в ст. 1347 ГК Грузии, ст. 1164 ГК Туркменистана и др. Также согласно ГГУ при жизни одного супруга другой не может отменить своё прежнее взаимосвязанное распоряжение в одностороннем порядке новым распоряжением на случай смерти. Отмена распоряжений супругов в результате развода производится при жизни супругов путём подачи заявления об отказе от договора, это заявление должно быть нотариально удостоверено.[4] Отсюда законодатель защищает интересы умершего супруга от недобросовестного поведения пережившего супруга. Так, например, совместным завещанием супруги назначают наследниками друг друга, а своего ребёнка назначают поднаследником пережившего супруга. Один из супругов умирает, а переживший его супруг отменяет завещание и заключает брак с другим лицом, в котором у него рождаются дети. В данной ситуации воля умершего супруга не реализовалась, интересы их общего ребёнка были ущемлены.

В заключение отметим, что введение института совместного завещания супругов будет способствовать расширению диспозитивности правового регулирования наследственных отношений и реализации принципа свободы завещания, позволит гражданам наиболее полно выразить свою волю. Однако необходима чёткая концепция предлагаемых новелл, точность и недвусмысленность формулировок правовых норм и учёт передового зарубежного опыта при закреплении института совместного завещания супругов.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070 Список использованной литературы:

1. Барков Р.А., Блинков О.Е. Формальная действительность завещания как акта реализации активной завещательной правосубъектности (сравнительно-правовой аспект) // Наследственное право. — М.: Юрист, 2013, № 3. — С. 44-45.

2. Гонгало Ю.Б., Михалев К.А., Петров Е.Ю., Путинцева Е.П. Основы наследственного права России, Франции, Германии. М., 2015 С.54-55.

3. Гражданский кодекс Азербайджанской Республики. Особенная часть (по состоянию на 1 марта 2015 г.) // Информационная база данных по законодательству Азербайджана URL: http://www.consulting.minimax.az/ (дата обращения: 28.09.2015).

4. Наследование по завещанию в России и Германии: сравнительно-правовой анализ / Е.В. Вершинина, Е.В. Кабатова, А.А. Шишкина // Семейное и жилищное право. — 2010. — № 6. — С. 36.

© Гаджиев Т.Ф., Беланова Г.О., 2015

УДК 34.01

С.С. Гостев ,адъюнкт Факультет подготовки научно-педагогических и научных кадров Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

г. Москва, Российская Федерация

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА ПРОБЛЕМУ ПРАВА НАЦИЙ НА САМООПРЕДЛЕНИЕ

Аннотация

В статье рассмотрено становление и развитие различных научных воззрений на проблему права наций на самоопределение и категорий его составляющих.

Ключевые слова

Концептуальные воззрения, право наций и народов на самоопределение, Новое время,

право, субъект, способ реализации.

Несмотря на то, идея права наций на самоопределение, сформировалась на исторической сцене лишь с переходом к цивилизации Нового времени, проблема определения составляющих его категорий интересовала мыслителей значительно раньше.

В теоретико-правовой мысли античной Греции и Рима, в связи с разработкой идей народного суверенитета, народовластия использовались понятия «демос» (народ), «пайо» (племя). Марк Туллий Цицерон определял народ как «соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общности интересов» [10, с. 170].

Идея нации как политического организма нашла своё отражение в трудах мыслителей эпохи Возрождения и Реформации (М. Лютер, Ж. Кальвин, Т. Мюнцер, Я. Гус, Дж. Уинклиф).

В процессе перехода от Средневековья к цивилизации Нового времени в теоретико-правовой и философской мысли новое звучание приобретает античное понимание «права народов». Так в идеях Г. Гроция это новое звучание выражено следующим образом: «…это не есть право господствующего народа по отношению к другим — это есть универсальное право для всех народов на обладание своим государством» [3, с. 46 — 71].

Идея верховенства народовластия и суверенитета власти народа стала предтечей идеи права наций и народов на самоопределение. Она нашла отражение в трудах отцов-основателей Соединённых Штатов

Комментарии 0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *